Максимов Николай Сергеевич
Я много читал и слышал о героях войны. Но мне хочется рассказать о своём прадеде, хотя он себя героем не считает, и о таких же простых людях, которые защищали свою Родину от фашистов.
На крыльях самолёта
Мой прадед Николай Сергеевич Максимов был призван на войну в июне 1941-го и служил водителем. 16 августа 1941 года он вёз из окружения в медсанбат на машине «полуторка» раненого командира. Вдруг на лесной тропинке появились солдаты, которые бежали навстречу и кричали:
– Вперёд нельзя! Там немцы!
А прадед ответил:
– И назад нельзя, там тоже немцы! Прорвёмся!
– Возьмите нас с собой, пожалуйста! Мы со своим взводом нарвались на немцев, все погибли, а мы чудом спаслись.
– Садитесь в кузов, – скомандовал прадед.
Они полезли в кузов, и неожиданно у одного солдата упала винтовка. Раненый командир из последних сил произнёс:
– Ну-ка быстро подними!
– Там всё равно патронов нет.
А командир сказал:
– Приказы не обсуждаются!
Солдат спрыгнул, поднял винтовку и забрался обратно в кузов.
– Давайте знакомиться, – предложил прадед, – я Николай.
– Василий!
– Шура!
– Федя!
– Иван Фёдорович, командир 25-й мотострелковой роты, – представился раненый.
Пока ехали, Николай рассматривал своих попутчиков. Василий был очень серьёзный, совсем не улыбался, на вид ему было лет тридцать. Шуру почему-то оба солдата называли трусом. А Федя постоянно шутил. Прадед запомнил, что Шуре было, как и ему, 18 лет, а Феде – 21.
«Полуторка» петляла по лесу, как вдруг солдаты услышали крики:
– Сдавайся, рус! Мы обещать вам жизнь, пить, есть, спать! – кричали в рупор немцы.
Солдаты поняли, что попали в окружение и решили, что лучше погибнуть, чем попасть в плен. Прадед прибавил скорость, и они слегка оторвались от погони. Вскоре, плутая по лесу, попали на заброшенный аэродром, на котором лётчик Саша чинил самолёт: во время боя ему повредили мотор. Вдруг лётчик услышал шум приближающейся машины и спрятался в кустах.
«Полуторка» затарахтела, и мой прадед понял, что дальше она не поедет, потому что кончился бензин. Солдаты вышли из машины, а Саша из укрытия. Они коротко рассказали друг другу, как попали в этот лес. Солдаты помогли лётчику запустить мотор.
– У меня в самолёте есть одно место, садитесь, кто хочет, – предложил пилот.
Общим мнением решили посадить в самолёт раненого Ивана Фёдоровича. Но вдруг услышали скрежет гусениц: это шли немецкие танки.
Прадед, видя безвыходную ситуацию, попросил лётчика:
– Саша, можно мы тоже полетим с вами?
–А как?
– Верёвками привяжемся к крыльям самолёта! – сообразил Николай.
– Мы можем разбиться, ведь самолёт рассчитан только на двух человек. Но и здесь я тоже не могу вас оставить, кругом немцы. Привязывайтесь! Прорвёмся!
Солдаты быстро привязали друг друга, и самолёт взлетел. Немцы открыли огонь из «шмайсеров», но пули уже не долетали до самолёта.
Вдруг у Шуры оторвалась одна верёвка. Он повис и болтался на одной ноге, а самолёт начал терять высоту. Все растерялись, не зная, что делать. А Шура решился на отчаянный поступок: он достал из сапога нож, перерезал верёвку и упал на землю. Всех поразил этот поступок, и его товарищи пожалели о том, что называли Шуру трусом: ведь он ценой своей жизни спас их.
Самолёт снова набрал высоту, и солдаты благополучно добрались до своих. Еле живого Ивана Фёдоровича отправили в госпиталь, где успешно вылечили.
Лётчика Сашу и моего прадеда за спасение командира наградили медалью. И Шуру наградили. Посмертно.
Совершили ли они подвиг? Думаю, да. Прадед не бросил раненого, подобрал солдат в лесу и придумал хитроумный план спасения. Саша рисковал разбиться, но не оставил в окружении пятерых солдат. Шура пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти знакомых и незнакомых ему людей.
Когда я в первый раз услышал эту историю, то решил, что это ещё одна сказка на ночь о прадеде. Теперь я понимаю, что человек на многое способен, чтобы выжить и спасти товарищей. Совсем ещё молодые ребята в опасную минуту проявили лучшие качества русского человека: смекалку, житейскую мудрость, смелость, самоотверженность.
Я горжусь моим смелым и находчивым прадедом и всеми воинами, которые защитили нашу страну от фашистов.Святослав Максимов, 12 лет.
Источник: С. Максимов. На крыльях самолёта // Нижнеломовская районная газета "Куранты-Маяк" № 33-34 (15408), 06.05.2015 г. (опубликовано 8 мая 2015 г.) - URL: http://www.kurant-mayak.ru/news-3-3336.html