КНИГА "И РОДОМ ОНИ ПЕНЗЕНСКИЕ" СОСТАВИТЕЛЬ ОЛЕГ САВИН ,ОТКРЫВАЕТСЯ СТИХОТВОРЕНИЕМ, ПОСВЯЩЕННЫМ ПАПЕ-ЖАТКИНУ ВАСИЛИЮ ГРИГОРЬЕВИЧУ. КНИГА ПЕРЕИЗДАЛАСЬ С ДОПОЛНЕНИЯМИ В 2010г КОГДА УЖЕ 2 ГОДА, КАК С НАМИ НЕ БЫЛО ПАПЫ. СЕГОДНЯ, СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С ДОРОГИМ , ЛЮБИМЫМ НАШИМ ВОИНОМ, ТРУЖЕНИКОМ,ОТКРЫВ ЭТУ КНИГУ В ИНТЕРНЕТЕ
"Хоть жизнь хороша и в порядке,
Не смолкнул времени гул...
Василий Григорьевич Жаткин
Память мою всколыхнул.
Душу и сердце затронул,
Вспомнить заставил своё,
Что было во время оно,
Забылось, как в поле жнивьё.
Но нет, нет, ничто не забылось...
С нами всегда доброта.
И помнится всё, как служилось,
Как бралась в бою высота,
Как Днепр клокотал от взрывов,
А переправа шла...
Но жизнь была и счастливой,
И нужные были дела.
Сейчас у нас смутное время,
И снова Отчизна в бою...
Василий Григорьевич с теми,
Кто помнит Россию свою.
Пусть жизни осталось-то малость,
Моё пожелание — медь,
Чтоб Вы таким оставались
Добрым, красивым и впредь".
Олег Савин
9.6.2001 г.
Областная больница,
глазное отделение,
палата №7.
ЭТОТ ЛИСТОЧЕК, С ПОСВЯЩЕННЫМИ ЕМУ СТИХОТВОРНЫМИ СТРОКАМИ. ПАПА ХРАНИЛ 8 ЛЕТ. И о нем мы узнали, когда папы уже с нами рядом не было.
СТИХИ ОЛЕГА САВИНА - ПАПЕ - ОРИГИНАЛ
"Под знаменами
Полтавской дивизии
Это было 9 июня 2001 года. После операции (сняли катаракту с правого глаза) я лежал в палате областной больницы имени Н.Н. Бурденко. Там и услышал разговор двух больных:
— Ты откуда прибыл-то? — спрашивал кто-то, видимо, только что прибывшего на лечение.
— Из Канаевки...
Я хорошо знал это большое село в Городищенском районе и, чуть погодя, вступил в беседу:
— А Жаткина Василия Григорьевича не знаете?
— А я и есть Жаткин, — последовал ответ.
Василий Григорьевич искренно, как и я, обрадовался встрече, пересел на мою койку, и начались воспоминания. Ведь в 1957-1959 годах я работал в районной газете «Заря коммуны», а он был постоянным селькором, писал не только из родной Канаевки, но и о жизни окрестных сел. Вспоминая общих знакомых, В.Г. Жаткин называл и ветеранов войны, был председателем их Совета. Разговор зашел о книге «И родом они пензенские», и бывший фронтовик сказал:
— Хорошо бы переиздать ее... В ней, наверное, не все земляки указаны. Я могу, например, показать вам материалы о Сергее Петровиче Трофимове. Мы с ним почти через всю войну прошли...
Позже, уже выйдя из больницы, В.Г. Жаткин познакомил меня с текстом статьи, 30 мая 1995 года опубликованной в газете «Ульяновская правда». «С этим немногословным, умным и скромным человеком, — вспоминал Василий Григорьевич, — впервые я встретился в августе 1942 года в городе Балакове, Саратовской области, в Симферопольском пулеметно-минометном училище, готовящем здесь кадры для фронта. Мы были в одной 16-й минометной роте. В училище по ускоренной программе готовили нас командирами взводов.
Требования к курсантам были очень жёсткие, — делился воспоминаниями бывший курсант. — Освоение чрезвычайно сложной учебной программы для 17-18-летних ребят представлялось трудно выполнимым.
Большую часть занятий по огневой, тактической, строевой и физической подготовке проводили с нами в полевых условиях, когда холодный волжский ветер промывал нам в легких шинелях все косточки. А зима 1942-1943 годов была суровой. Морозы доходили до сорока — сорока трех градусов. Были случаи, когда некоторые курсанты родом из южных краев, не выдержав холода, падали в обморок, и мы быстро уносили их в казарму,
200
где они, отогревшись, вновь обретали форму. По ночам часто поднимали по тревоге, после чего водили нас по волжскому льду за 8-10 километров за дровами в лес, чтобы отапливать казармы и столовые.
Уже тогда, — свидетельствовал В.Г. Жаткин, — в нелегких условиях учебы Сережа Трофимов лидировал среди курсантов по успеваемости. К началу весны офицеры-преподаватели научили нас уверенно владеть всеми видами стрелкового, противотанкового и минометного оружия, приемами рукопашного боя, средствами химической защиты и связи. Через неделю-две должны были начаться выпускные экзамены, и мы усиленно к
ним готовились, хорошо понимая, что офицерские звания неучам не присваиваются. Но жизнь распорядилась по-другому».
По рассказу В.Г. Жаткина, 16 апреля 1943 года их курс подняли по тревоге и вместе со старшекурсниками (всего 800 человек) были отправлены на фронт в состав 5-й гвардейской армии. Он и С.П. Трофимов оказались
в 97-й гвардейской стрелковой дивизии, где их и назначили наводчиками 82-миллиметровых минометов. 11 июля они приняли боевое крещение, заслужив медали «За отвагу».
После боя под железнодорожной станцией Прохоровка на линии Белгород — Курск, которая вошла в историю Великой Отечественной войны, как место, где 12 июля 1943 года произошло самое крупное встречное танковое сражение, В.Г. Жаткин и С.П. Трофимов продолжили боевой путь в составе той же 97-й дивизии. Вместе они прошли через всю Украину, Молдавию, Румынию и Польшу. В начале осени 1944 года им пришлось расстаться. Василий Григорьевич, как самый молодой солдат в полку (родился 11 мая 1925 года, ушел в армию добровольцем одновременно с призывниками рождения 1924 года), получил направление в военное училище. Сергей Петрович продолжал службу, став полным кавалером ордена Славы.
Вот строки из наградных листов, заполненных на командира минометного расчета С.П. Трофимова: «4 августа 1944 года в боях за село Падев (Польша) его минометный расчет уничтожил две пулеметные точки и до 10 немцев. 25 августа в боях за село Печеноги (Польша) уничтожил наблюдательный пункт противника, с которого просматривал он весь наш передний край, уничтожил 5 немецких солдат».
«За время боевых действий на плацдарме левого берега реки Одер (Германия) с 26 по 31 января 1945 года, его минометный расчет уничтожил пять огневых пулеметных точек, один наблюдательный пункт, до 20 солдат и отбил 5 контратак противника».
Листы на награждение орденами Славы III и II степени подписывал командир 289-го гвардейского стрелкового Висленского полка, гвардии подполковник (позже генерал) Ю.А. Науменко. Он же отправлял и представление о награждении С.П. Трофимова орденом Славы I степени. «С 19 по 21 апреля 1945 года, — говорилось в документе, — в боях при форсировании реки Шпрее, расширении плацдарма на ее западном берегу и боях за город Зенфтенбург, находясь со своим расчетом в боевых поряд-
201
ках, огнем из миномета уничтожил 4 пулеметных точки, зажег две автомашины и уничтожил до взвода пехоты».
На всех наградных листах в графе: «Постоянный домашний адрес представляемого к награждению и адрес его семьи» стояло: «Пензенская область, Кузнецкий р-н, село Комаровка. Мать — Трофимова Мария Петровна».
В мае 1945 года политотдел дивизии выпустил агитплакат, в котором рассказывалось о минометчике С.П. Трофимове, разведчике С. А. Кузьмине, других героях прославленного соединения. Это им дивизионный поэт, старший лейтенант Яков Сатуновский посвятил строки:
К победе с боем шла пехота.
И под орудий грозный рёв
Трофимов бил из миномета,
Кузьмин в разведку вел орлов.
Позднее, вспоминая свою боевую молодость, С.П. Трофимов тепло говорил о санинструкторе Марии Кухарской, которая в боях под Сталинградом вынесла с передовой 438 раненых солдат и офицеров, в том числе и нашего земляка, уроженца деревни Комаровки. Она была награждена орденом Ленина, а в мирное время — Трудового Красного Знамени.
97-я гвардейская стрелковая дивизия вошла в энциклопедию «Великая Отечественная война 1941-1945», как Полтавская стрелковая дивизия.
Сформированная в августе-сентябре 1941 года в Ставрополе, она в составе различных армий участвовала в боях под Ростовом, Харьковом, на Сталинградском направлении, прошла всю войну от Волги до Эльбы. За боевые
заслуги соединение было награждено орденами Красного Знамени, Суворова и Богдана Хмельницкого II степени. Около 8500 ее воинов награждены орденами и медалями, 12 стали Героями Советского Союза, 23 — полными
кавалерами ордена Славы. В их числе был и С.П. Трофимов.
Фотография Сергея Петровича помещена в книге «От Волги до Эльбы и Праги: Краткий очерк о боевом пути 5-й гвардейской армии», изданной в 1970 году Воениздатом. Ее авторы, повествуя о 97-й дивизии, где проводились встречи нового пополнения с ветеранами, среди участников называли и минометчика С. П. Трофимова.
В этой же книге есть и фотография В.Г. Жаткина. В октябре 1943 года, когда в одной из атак фашисты, имея численное преимущество, сумели пробиться к нашим траншеям, начался рукопашный бой. Дрались все — солдаты, сержанты и офицеры. Гитлеровцы дрогнули и побежали, преследуемые гвардейцами. Василий Григорьевич участвовал и в других боях, показывая примеры мужества и высокого мастерства. 15 января 1944 года он отличился в бою за населенный пункт Чапец.
С войны не вернулся отец В.Г. Жаткина — Григорий Степанович, в 1941 году призванный Городищенским райвоенкоматом. Служил он красноармейцем и 22 марта 1943 года погиб в бою (захоронен в одном из сел Всходского района Смоленской области).
Г.С. Жаткин родился в 1905 году в городищенском селе Дигилевка. Из этого мордовского села ушли на фронты и не возвратились в родные места
25 представителей этой фамилии. Жаткины, названные в Книге «Память. Пензенская область», погибли в боях под Смоленском и на Украине, на подступах к польским городам Седльце, Рыбник Катовицкого воеводства.
Сержант Татьяна Ивановна Жаткина погибла в 1943 году. 12 дигилевцев пропали без вести.
Во Всероссийскую Книгу памяти занесены и Трофимовы, уроженцы деревни Комаровка Кузнецкого района. В Харьковской области, на Украине, 2 апреля 1943 года погиб в бою А.И. Трофимов (Александр Иванович родился в 1912 году). Трое Трофимовых пропали без вести: Петр Александрович, младший сержант, родившийся в 1902 году, числился в списках пропавших без вести с ноября 1941 года; Николай Петрович, красноармеец (год рождения — 1921-й) — с сентября 1941-го; Сергей Яковлевич, красноармеец, родился в 1904 году, пропал без вести в начале 1942-го.
Гвардии старшина С.П. Трофимов был демобилизован из армии в 1947 году. Он приехал в родную деревню, где, конечно же, узнал, кто из сельчан воевал и уже трудится дома, в каких семьях получили извещения о гибели, о том, что такой-то пропал без вести.
Сергей Петрович не остался в деревне, по направлению Пензенского обкома ВКП(б) окончил Куйбышевскую юридическую школу, затем за очно — юридический институт. Профессиональную деятельность С. П.Трофимов начал в селе Игнатовка Ульяновской области, был прокурором Барышского района, заместителем прокурора Засвияжского района города Ульяновска, старшим помощником прокурора области, избирался членом президиума областной организации ветеранов войны и труда.
ТРОФИМОВ Сергей Петрович, род. 25.4.1924 в с. Комаровка Кузнецкого р-на Пензен. обл. в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1944. В 1942 окончил среднюю школу. В Кр. Армии с 1942.
На фронте в Вел. Отеч. войну с июля 1943. Ком-р миномет. расчета 82-мм миномета 289-го гв. стр. полка (97-я гв. стр. див., 5-я гв. армия, 1-й Укр. фронт) гв. мл. сержант Т. в боях 4.8.44 за нас. пункт Падев (Польша) с расчетом подавил 2 пулемет. точки и уничтожил более 10 гитлеровцев. В по следующих боях в авг. 1944 минометчики под его командой нанесли врагу ощутимый урон. Лично Т. уничтожил 5 гитлеровцев. 7.11.44 нагр. орд. Славы 3 ст. Гв. сержант Т. в том же боев. составе (1-й Укр. фронт) за время боевых действий на плацдарме на лев. берегу р. Одер сев. г. Бриг (г. Бжег, Польша) 26-31.01.45 подавил 5 огн. точек и уничтожил более 10 гитлеровцев. 12.4.45 нагр. орд. Славы 2 ст. 19-21.4.45 в боях за г Зенфтенбург Т. с расчетом уничтожил 4 пулемет. точки, сжег 2 автомашины и истребил большое кол-во гитлеровцев. 27.6.45 нагр. орд. Славы 1 ст.
В 1947 демобилизован. Работал в обл. прокуратуре г Ульяновск. Нагр. орд. Отечественной войны 1 ст., медалями.
Лит.: Рощин И.И. Солдатская слава. М., 1982. Кн. 6. С. 235-236."
(из книги "И родом они пензенские")
Отредактировано wera (2015-08-10 21:08:35)