Отредактировано RA1QAG (2011-01-30 21:14:30)
Эвакопункт №26
Сообщений 1 страница 10 из 10
Поделиться62015-03-14 08:09:13
Отредактировано Комиссаров В.А. (2015-03-14 08:11:16)
Поделиться102019-09-08 06:14:25
МЕСТНЫЙ ЭВАКУАЦИОННЫЙ ПУНКТ № 26 (г. ПЕНЗА)
В ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕБНО‐ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941–1945 гг.)
В. А. Томилов, В. К. УсовГБОУ СПО «Самарский медико‐социальный колледж», г. Самара,
ПИУВ – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, г. ПензаВ годы Великой Отечественной войны славную страницу в достижении Победы над фашистской Германией внесли медицинские работники: врачи, медицинские сестры, санитарки. Героический труд медиков был особенный, так как служил благородному делу – сохранению здоровья, а часто и жизни защитников Отечества. Организация помощи раненым бойцам и командирам потребовала от нашего здравоохранения такой системы лечебно-эвакуационных мероприятий, которая объединила медицинскую службу Красной Армии и гражданского здравоохранения.
Начальный период Великой Отечественной войны был особенно тяжёлым. Только в первые шесть месяцев в госпитали действующей армии поступило более 2 млн человек. Драматизм ситуации усугублялся тем, что к концу лета 1941 г. противником было захвачено или уничтожено более трети всех медицинских частей и учреждений, складов и мобилизационных ресурсов медицинской службы. Большинство медицинских работников, призванных из запаса, не имели опыта работы в боевых условиях.
Неустойчивое положение на фронте и поступление большого числа раненых и больных, которых негде было госпитализировать, вынудили медицинскую службу организовывать их интенсивную эвакуацию всеми имеющимися транспортными средствами. Конечно, в такой тяжелой обстановке возможность этапного лечения раненых и больных отсутствовала. На практике эта была эвакуация по принципу «во что бы то ни стало».
К началу Великой Отечественной войны значительная часть запланированных мероприятий по совершенствованию медицинской службы действующей армии не были завершены, и военно-медицинская служба вступила в войну в стадии незавершённой реорганизации. Срочно потребовалось силами НКЗ СССР и ГСВУ НКО СССР развёртывать эвакогоспитали в тыловых районах страны и определять функции руководства этими лечебными учреждениями. Однако только к концу 1941 г. сложилась общая система организации и управления эвакогоспиталями тыла страны, которые фактически объединились в госпитальные базы (ГБ) областей, краев, республик.
В соответствии с постановлением ГКО от 22.09.1941 г. и последующими приказами НКЗ СССР и ГСВУ Красной Армии на органы НКЗ была возложена ответственность за формирование тыловых эвакогоспиталей, руководство их лечебной, административно-хозяйственной и финансовой деятельностью. На НКО СССР были закреплены функции организации эвакуации раненых и больных, их приёма и распределения по лечебным учреждениям ГБ, медицинской сортировки и их доставки из мест выгрузки военно-санитарных поездов (ВСП) в эвакогоспитали соответствующего профиля, руководство работой ВВК. Для выполнения функций, возложенных на НКО СССР эвакогоспитали, объединялись под руководством военных органов – управлений местных и распределительных эвакопунктов (УМЭП и УРЭП). УМЭП и УРЭП находились в областных городах и столицах автономных республик. УМЭП-26 все военные годы находилось в г. Пензе и решало все возложенные на него функции по эвакогоспиталям области, а с ноября 1943 г. и по Мордовской АССР. Тыловые эвакогоспитали (ТЭГи) Пензенской области и Мордовии были дислоцированы вдоль железной дороги по следующим железнодорожным направлениям: Ряжск – Куйбышев, Ртищево – Рузаевка, Рязань – Ульяновск, Тамбов – Ртищево. В 1943 г. 65,8 % эвакогоспиталей Пензенской области дислоцировались вблизи железнодорожных станций, а 34,2 % на удалении от 10 до 30 км.
Организацию работы госпиталей затрудняло то обстоятельство, что в ходе войны в зависимости от оперативно-стратегической обстановки на фронтах приходилось неоднократно изменять их дислокацию. В наиболее сложный период Сталинградской битвы из состава МЭП-26 в октябре 1942 г. убыло в район боевых действий 26 эвакогоспиталей, в 1943 г. ещё 8 эвакогоспиталей. Поэтому вместо убывших лечебных учреждений пришлось формировать новые эвакогоспитали, что было связано с нехваткой врачебного и сестринского персонала, с недостаточным медицинским оснащением, хозяйственным имуществом, транспортом.
Перегрузка госпиталей ГБА и ГБФ в период Сталинградской битвы (17.07.1942 г. – 2.02.1943 г.), вынужденная массовая эвакуация раненых и больных из ФЭП-148 (г. Балашов) Юго-Западного фронта, ФЭП-73 (г. Камышин) Донского фронта (до 28.09.1942 г. Сталинградского фронта) нередко приводили к тому, что они поступали в эвакогоспитали МЭП-26 без историй болезней или записей, отражающих тяжесть ранения. Это во многом осложняло проведение медицинской сортировки, которая в этот сложный период проводилась как на станции Пенза-I, так и в эвакоприёмнике станции Пенза-4.
Руководил работой МЭП-26 полковник медицинской службы Проданов, в подчинении у которого были отделы: лечебно – эвакуационный (1-й отдел), санитарно – противоэпидемический (2-й отдел), ВВК, санитарно-транспортное отделение, в котором имелось 3 автобуса ЗИС-16 на 37- 42 посадочных места, 4 автобуса общей ёмкостью на 34 носилочных места. Непосредственное руководство медицинской сортировкой проводили начальник 1-го отдела капитан м/с Бланк Я. А., врачи капитан м/с Хохлова Н. П., старший л-т м/с Вильчинская.
На станции Пенза-4, куда прибывала основная часть ВСП и ВСЛ, помещение было переоборудовано под эвакоприёмник. В нём предусматривалось два отделения: одно ёмкостью на 60–70 носилочных раненых, второе для ходячих вместимостью до 200 человек. В эвакоприёмнике имелось 200 носилок для обменного фонда и 250 одеял для осеннее – зимнего периода года. По прибытии ВСП, ВСЛ медицинская сортировка проводилась по вагонам, после чего их выгрузка осуществлялась силами санитаров, медицинских сестёр эвакогоспиталей, личного состава ВСП и ВСЛ, а также санитарных дружинниц различных предприятий города. Ограниченная вместимость прирельсового эвакоприёмника вынуждала часть раненых и больных сразу же погружать в прибывший санитарный автотранспорт, а оставшиеся размещались в отделениях эвакоприёмника. Последующими рейсами автотранспорта они направлялись в соответствующие лечебные учреждения г.Пензы.
При дальнейшем следовании ВСП, ВСЛ управление МЭП-26 телеграфировало по железнодорожному селектору данные начальникам эвакогоспиталей по маршруту следования с указанием числа раненых и больных подлежащих выгрузке на соответствующих ж.д. станциях. На железнодорожной станции в Саранске был развёрнут эвакоприёмник ёмкостью на 20–25 носилочных мест на специально оборудованных топчанах и 30–40 посадочных мест для ходячих раненых и больных. При разгрузке ВСП и ВСЛ выделялись автомашины из войсковых частей и гужевой транспорт из 4 саранских эвакогоспиталей, которые были развёрнуты в 2–4 км от железнодорожной станции.
После завершения Сталинградской битвы и перемещения боевых действий на Запад появилась возможность заблаговременно высылать навстречу пребывающему ВСП медицинские сортировочные бригады УМЭП-26.
За 3–4 ч до прибытия поезда на ст. Пенза-4 в вагонах проводилась медицинская сортировка с распределением потоков в соответствующие госпитали г. Пензы, что в значительной степени способствовало своевременной выгрузке прибывших раненых и больных.
В приёмно-сортировочных отделениях лечебных учреждений раненые и больные распределялись по отделениям госпиталя, проходили обязательную санитарную обработку.
Таким образом, изложенные данные свидетельствуют о том, что несмотря на значительные трудности в МЭП-26 в годы Великой Отечественной войны система этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению, взаимодействие органов гражданского здравоохранения с военно-санитарной службой действующей армии, службой военных сообщений в значительной степени способствовало качественному улучшению организации оказания медицинской помощи и лечению защитников Отечества.
В настоящее время лечебно-эвакуационные мероприятия относятся к одним из основных и наиболее трудоёмких видов деятельности здравоохранения при ликвидации медицинских последствий в чрезвычайных ситуациях и катастрофах. Опыт работы медицинской службы в годы минувшей войны свидетельствует о том, что организация чёткого взаимодействия всех звеньев здравоохранения при массовом поступлении из очагов чрезвычайных ситуаций и катастроф в значительной степени способствует улучшению исхода многих видов поражений.
См. :
1. Материалы XIX юбилейной межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 40-летию. ПИУВ – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России. г. Пенза, 23 июня 2017 г. ... Актуальные вопросы диагностики, лечения и реабилитации больных : материалы XIX юбилейной межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 40-летию ПИУВ – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Мин-здрава России [электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф. дан.
https://osteomed.su/wp-content/uploads/ … sy2017.pdf
2. Актуальные вопросы диагностики, лечения и реабилитации больных
Автор: Материалы XIX юбилейной межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 40-летию ПИУВ – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России
Год издания: 2017
Издательство: Пенза. Издательство ПГУ Электронное издание
http://piuv.ru/catalog/product/67#