Информация с сайта http://www.pravda-news.ru/node/36 :
"Одна жизнь на двоих
15.04.2010, 23:05:12
Федора Васильевича Маньшина в Сосновоборске знают, пожалуй, все. Ветеран войны, директор школы, почетный житель поселка. Наш с ним разговор начался неожиданно:
– Ты сначала документы мои посмотри! И всегда так делай. А то в последнее время многие пытаются приписать себе несуществующую славу.
Ветеран рассказывает об одной встрече в больнице.
– Человек весь в медалях рассказывает, что некоторые из них получил на Эльбе. А я же сам там был! Начал задавать вопросы, а он ни на один ответить не может. Быстренько закруглив разговор, ушел этот человек и больше ко мне не подходил. Но медали снял: стыдно, наверное, стало.
У самого Федора Васильевича дома хранятся пожелтевшие наградные листы, орденские книжки и прочие свидетельства Великой Отечественной, по которым можно проследить весь его боевой путь. Ветеран показывает их всем, кто интересуется историей, особенно школьникам, подробно рассказывает о том, что довелось ему пережить. «Справочное бюро» – так называет его за это супруга. На что Федор Васильевич отвечает: «Надо, чтобы люди знали правду о войне».
– А то что же это такое? В старших классах школьники не знают, кто такие Егоров и Кантария. Им ничего не говорят фамилии Жуков и Рокоссовский, – с горечью констатирует ветеран.
За три года четыре месяца и восемь дней (таков фронтовой стаж ветерана) ему довелось пережить битву под Москвой, освобождение Белоруссии, встречу на Эльбе…
Разрывная пуля снайпера настигла солдата лыжного батальона Федора Маньшина в январе 1941 года во время контрнаступления под Москвой. После госпиталя вплоть до Эльбы, где и встретил он победный май, прошагал старшина пешком. Бывали броски протяженностью до 70–80 километров. Но ни дальность переходов, ни тяжесть ноши не могли остановить солдат, знающих, что так они приближают победу.
Демобилизовали Федора Васильевича только в октябре 1945 года как специалиста, чьи знания могли пригодиться при восстановлении сельского хозяйства.
Но он выбрал другую стезю – политическо-педагогическую. Три с половиной года был секретарем районного исполнительного комитета. Но большую часть жизни посвятил педагогической работе: 19 лет возглавлял школу №2, 10 лет преподавал в лесном техникуме.
И все время занимался краеведением. Он автор книги по истории района, девяти статей Пензенской энциклопедии, а еще – истории своей семьи.
– Всем трем дочерям и их семьям передал рассказ о том, откуда наш род пошел, – с гордостью говорит краевед.
Мне кажется, я знаю секрет энергии этого неутомимого человека. 64 года рядом с ним удивительная женщина – его супруга Александра Михайловна. А знакомы они и того больше – в одном селе выросли. Всю войну она ждала своего любимого. Оставшиеся в деревне женщины пахали, впрягаясь в плуг, молотили зерно, готовили сено.
– Тянем плуг, плачем, смеемся и приговариваем: «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик!» – вспоминает Александра Маньшина.
А сколько писем о любви и горе пришлось перечитать и переписать ей, одной из немногих грамотных женщин в селе, во время войны!
Посмотришь на чету Маньшиных –будто все еще молодые парень и девчонка. Когда стали фотографироваться, Александра Михайловна в шутку обиделась:
– Что это я его все время обнимать должна? Пусть товарищ Маньшин (так она величает супруга. – Авт.) меня приобнимет.
А супруг смущается, будто школьник!
Александра Михайловна 39 лет проработала учителем начальных классов. Сейчас немного жалеет, что не смогла получить высшее образование. Смеется:
– Мне некогда было, все мужа учила!
Но, когда читает письма своих бывших учеников, от этих мыслей и следа не остается. Взрослые люди, при должностях и званиях, до сих пор говорят спасибо за то, что она научила их жить по законам чести и совести.
Все у этой пары общее, во всем они друг другу помощники. Когда муж возглавлял Совет ветеранов, жена была его правой рукой.
– Звонарем работала! – шутит Александра Михайловна. – Всех обзванивала, собирая на заседания.
Когда смотришь на этих людей, понимаешь, что у них жизнь не пополам, а одна на двоих.
Екатерина Рогожкина
Фото Владимира Гришина"